РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

Учебный предмет (курс) «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет цель: формирование у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, их последствиях для здоровья и жизни человека, выработку сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Предмет предусматривает привитие навыков личной безопасности, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих условиях, учит адекватно реагировать на различные опасные ситуации.

Введение учебного предмета РБУП «Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни» обусловлено прежде всего размещением на территории республики опасных производственных объектов и климатическими особенностями региона. Наличие химических заводов,  химического комбината, находящихся на территории самой республики создают реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом, население недостаточно информировано об опасности таких производства и тем более о правилах поведения в случае возникновения ЧС. Помимо этого климатогеографической особенностью области являются периодические наводнения, что является чрезвычайной ситуацией природного характера. Поэтому изучение основ безопасности жизнедеятельности, развитие навыков безопасного поведения, умения оказать правильно помощь пострадавшим, а также самопомощь, крайне необходимо учащимся образовательных учреждений республики.

Ориентация молодежи на здоровый образ жизни в настоящее время является одни из приоритетных направлений политики государства. В связи с этим необходимо изучать модель здорового образа жизни и рациональной организации жизнедеятельности. В связи с этим более целесообразно предмет назвать «Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни», а не «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни». Ввиду указанных причин, снижение статуса ОБЖ на всех ступенях общеобразовательной школы не допустимо.

Региональный компонент образовательных стандартов следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента образовательных стандартов по ОБЖ. Главная его цель: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки обучающихся за счёт различных форм занятий, наиболее приемлемых и эффективных, исходя из климато-географических, погодных условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а так же контингента, обучающихся в конкретном районе (городе) и образовательном учреждении.

Для учебного процесса и личностно-ориентированной заинтересованности детей на занятиях по ОБЖ следует использовать различные формы работы такие, как: деловые игры, тренинги поведения в критических ситуациях, круглые столы др.

Следует отметить, что данный предмет желательно ввести с 1 класса, т.к. знание правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге жизненно необходимо первоклассникам. Об этом свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий по Томской области. Так количество ДТП с участием детей в 2004 г. составило более 10 случаев. Также в начальной школе обязательно должны быть предусмотрены следующие учебные темы: общее понятие безопасности, здоровый образ жизни и вредные привычки, правила пользования общественным транспортом, безопасность поведения на воде и в помещении. При этом предполагается, что данные темы могут интегрироваться с многими темами других предметов начальной школы, такими, например, как природоведение, русский язык и физическая культура.

В III-ем классе рекомендуется проведение уроков ОБЖ из расчета 0,5 часа в неделю, всего 17 часов в год за счет школьного компонента. В IV-м классе целесообразно ввести ОБЖ, как региональный базовый предмет, также из расчета 17 часов в год. Рабочие программы предмета ОБЖ уже с этого уровня должны разрабатываться с учетом местных условий, предполагать разумное и обоснованное расширение содержания образования.

В V-ом, VI-ом и VII-м классах рекомендуется также сохранение 0,5 часа в неделю (всего 17 часов в год) за счет школьного и регионального компонентов. При этом могут быть использованы примерные программы, разработанные Минобразованием России в 1999г. (авт. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.). На этом уровне оптимизация обучения может быть достигнута путем реализации межпредметных программ (экология, биология, физика, химия, физическая культура, ОБЖ), требующих авторской разработки.

В VIII–м классе базисный учебный план предусматривает проведение занятий по ОБЖ в объёме 35 часов в год или 1 час в неделю. С учётом возрастных особенностей учащихся в этот период особое внимание необходимо уделить разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Рекомендуется глубокое изучение следующих тем: «Вредные привычки», «Профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)»; «Профилактика заболеваний, передающихся половым путём». При этом к проведению занятий целесообразно, по возможности, привлечение медицинских работников и узких специалистов.

Другие учебные темы, такие как: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения при них»; «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ЧС» могут соответствовать примерным программам курса ОБЖ 1999 года (авт. Смирнов А.Т. и др.)

В IX классе рекомендуется использование специальных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, которые так же должны быть авторскими и составлять 15–17 учебных часов реализуемых за счёт школьного или регионального компонентов.

В X и XI классах предусматривается использование вариативной части базисного учебного плана. При этом основное внимание целесообразно уделять разделам: «Основы военной службы» для юношей, «Основы медицинских знаний», «Репродуктивное здоровье женщины» и «Уход за новорожденным» для девушек. Для этого предусматривается 35 учебных часов в X-м или XI-м классе на базовом уровне, а также 140 часов на – профильном.

Необходимо также учитывать, что для обеспечения выполнения требований к уровню подготовки выпускников и достижения усвоения обязательного минимума содержания образования (Проект 2001г.), при изучении других разделов и тем курса ОБЖ могут быть выделены не только учебные часы, предусмотренные Федеральным базисным учебным планом, но и часы, относящиеся к региональному и школьному компонентам.

По прежнему важное значение придаётся проведению учебных сборов завершающих изучение раздела «Основы военной службы» (ОВС) у юношей. Тематика ОВС включена в проект обязательного минимума содержания курса ОБЖ среднего (полного) общего образования (2001г).

Обучение приемам строевой подготовки и выполнению упражне¬ний по прикладной физической подготовке рекомендуется проводить на практике. Во время проведения пятидневных учебных сборов в конце X-го класса силами военных комиссариатов на базе воинских частей.

На их проведение предусматривается 40 часов учебного времени. При этом сборы следует планировать как практику, вне сетки расписания. Составной частью подготовки по ОВС и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. Глав¬ной задачей патриотического воспитания является формирование на при¬мерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях лично¬сти гражданина-патриота.

Программа курса ОБЖ для X-XI кл (авт. А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин) предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Тема. «Учебные сборы» (X кл.) и тема «Особенности военной службы» (XI кл.) не являются обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе «основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщины; изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Для этого класс делится на две подгруппы: юноши и девушки. Деление классов на две подгруппы предусмотрено нормативными документами. Кроме того, в X классе время, выделенное на проведение учебных сборов, также может быть использовано для проведения раздельных занятий.

Итоговая аттестация знаний.

Обучение по предмету ОБЖ с I по VII-й классы целесообразно завершить проведением «Дня защиты детей» (ДВД), а в VIII-IX-м классах - проведением соревнований по программе «Школа безопасности», организацию которых предусмотреть во внеурочное время по плану общеобразовательного учреждения. Обучение в X-XI-м классах заканчивается подготовкой и проведением ДВД. По итогам изучения программы ОБЖ с I по IX классы обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка, если предмет преподавался самостоятельно.

Освоение программы курса ОБЖ в X и XI классах заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ. Минобразования РФ установило три формы устной аттестации:

  • по билетам;
  • в форме собеседования;
  • в форме защиты реферата;
  • в форме индивидуальной и групповой проектной деятельности.

Выпускники, сдающие экзамен по билетам, должны:

  1. ответить на теоретические вопросы;
  2. выполнить практическое задание (решить ситуационные задачи, продемонстрировать одевание средств индивидуальной защиты (СИЗ), владение приборами, навыками оказания первой медицинской помощи, эвакуацию пострадавших, навыки работы с огнетушителем и др.)

Теоретическая часть включает в себя вопросы из разделов программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы». В билетах должно быть не менее двух вопросов, а общее количество билетов - не менее 20. Билеты рассматриваются на заседании МО и утверждаются директором УО. Общая экзаменационная оценка определяется из суммы баллов как за теоретические знания, так и за практические навыки и умения. Выпускник, избравший форму сдачи в виде собеседования, без подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса (тему определяет экзаменационная комиссия) или отвечает на вопросы по всем видам учебной программы.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускниками интересующей его темы с учетом рекомендаций преподавателя-организатора ОБЖ, последующем ее глубоким изучением, написанием реферативного исследования. Не позднее, чем за неделю до проведения экзамена, реферат представляется на рецензию преподавателю.

Экзаменационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией и после защиты реферата выставляет отметку выпускнику. В аттестате о среднем (полном) образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету ОБЖ.

Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в началь¬ной школе целесообразно проводить учителю начальных классов, в основной школе - преподавателю-организатору ОБЖ или учителю-предметнику.

Преподавание курса ОБЖ в X-XI-м классах проводит преподаватель-организатор ОБЖ. Занятия по отдельным программам с девушками рекомендуется проводить специалистам, имеющим медицинское образование.

Нормативная часть.

Нормативная часть стандарта регламентирует разработку образовательных программ и учебно-методических компонентов на основе предлагаемых образовательных результатов, которые предполагают трех уровневую основу: понимать, знать, уметь.

1-4 классы (начальное общее образование).

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ:

  1. основные понятия безопасности;
  2. основные правила поведения учащихся на улице, в помещениях, на воде и дороге;
  3. основные понятия о ЧС.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. простейшие правила оказания первой медицинской помощи;
  2. правила пожарной безопасности;
  3. способы оповещения населения, порядок эвакуации;
  4. наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения;
  5. основные составляющие здорового образа жизни.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. обеспечить собственную безопасность;
  2. выполнять мероприятия ГО по плану образовательного учреждения;
  3. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых;
  4. соблюдать правила личной гигиены.

5-9 классы (основное общее образование).

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ:

  1. значение экологической безопасности для населения страны (региона);
  2. значение и функции Министерства ГОЧС РФ;
  3. ценность собственного здоровья.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них;
  2. характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций (на СХК, ТНХК, ГРЭС);
  3. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  4. способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  5. правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения;
  6. наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
  7. методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;
  8. основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы личной и общественной гигиены;
  9. основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности, использовать приемы самозащиты;
  2. выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
  3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  4. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях и ушибах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца;
  5. выполнять различные физические упражнения для развития силы, выносливости, гибкости и снятия эмоциональных нагрузок;
  6. соблюдать правила личной гигиены, составлять рациональный режим дня.

10-11 классы (среднее (полное) общее образование).

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ:

  1. назначение и задачи системы ГОЧС РФ;
  2. опасность складывающейся демографической обстановки;
  3. значение исполнения воинской обязанности;
  4. ценность собственного здоровья, в том числе репродуктивного и важность здорового образа жизни.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них;
  2. характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций (на СХК, ТНХК, ГРЭС, Томмас, водоканал);
  3. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  4. способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  5. правила поведения населения в зонах военного конфликта, террактов, порядок использования защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения;
  6. наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
  7. методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;
  8. основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы личной и общественной гигиены, психогигиены;
  9. значение репродуктивного здоровья;
  10. основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву, статус военнослужащего;
  11. роль женщины в современном обществе, семья в современном обществе, функции гуманитарного права.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности, использовать приемы самозащиты;
  2. выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям;
  3. пользоваться приборами дозимитрического контроля, средствами химической и радиационной разведки;
  4. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  5. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца, инсультах, поражениях электрическим током;
  6. выполнять различные физические упражнения для развития илы, выносливости, гибкости и снятия эмоциональных нагрузок;
  7. соблюдать правила личной гигиены, составлять рациональный режим дня;
  8. пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  9. пользоваться средствами контрацепции и профилактики заражения ИППП.